Ёлка ёлкой, а Хануку никто не отменял. В этом году нам захотелось особо близко придерживаться традиций, и первый день Хануки получился сказочным. Ади на радость, я сделала шоколадно-пастилковые волчки (по рецепту из вебсайта Марты Стюарт), и поджарила пару десятков булочек (суфганиёт, рецепт оттуда же), которые наполнила нашим же домашним клубничным вареньем. Стол мы украсили бумажными гирляндами, которые сделали за неделю до этого, а свечи зажгли в нашей новой семейной ханукие, сделанной совместными усилиями – Ади и я слепили ее из специальной не требующей обжига глины, после чего сынуля ее украсил бусинками (если присмотреться, то в расположении бусин можно увидеть лица – в одной стороны все мы, а с другой бабушки и дедушки), раскрасил голубой краской, а поверх всего этого я покрыла ее лаком. Теперь у нас есть Ханукальная семейная реликвия.
Вообще, к Хануке я всегда относилась с особым благоговением. Уж не знаю почему, но именно Ханукальные ритуалы меня всегда пробирали до костей. Возможно это как-то связанно с тем, что Ханука очень плотно связанна с природными циклами, со вдохами и выдыхами сезонов, и моя немного языческая натура к таким вещам просто не может холодно относиться.
Ханука не всегда была Ханукой, до восстания Макабим она называлась Праздником Света и проходила в подозрительной близости с зимним солнцестоянием и к другим, проходящим в той или иной форме по всему миру, празднованиям связанным с этим природным явлением. С приходом зимней тьмы у людей была особая надобность в огне, в удаче, в вере в чудо, отсюда и идут все эти разнообразные традиции, которые в итоге сводились к одному и тому же – изобильным трапезам, подаркам (которые изначально шли на задабривание духов и богов), ярким украшениям, и огню… много огня, огня в самых разных формах и количествах – от костров и факелов, до свечей и блесток.
Еврейская традиция предписывает смотреть и наслаждаться красотой пламени Ханукальной свечи; ни в коем случае это пламя нельзя использовать на другие нужды. Если одна свеча потухла, ее можно зажечь только специальной свечой (шамаш), которая технически не является Ханукальной. Что такого необычного в этом пламени? Каббала говорит, что пламя это наполняет наши глаза и души светом, чтобы нести их после этого целый год в себе, и в этом божественном свете видеть себя, окружающих и мир, какими бы темными закоулками нам не приходилось пробираться.
Одна из традиционным Ханукальных игр, это игра с волчком, и у волчка тоже есть свое тайное и особое предназначение. Волчок (дрейдел) имеет четыре стороны, и на каждой из них написана одна буква. Когда с помощью волчка разыгрывается приз, то выпавшая буква определяет судьбу играющего – гиммел (ג) означает, что ему достанется весь приз, хей (ה) половину, нун (נ) ничего и шин (ש), что играющему еще и придется приплатить. Ничего не напоминает? Все как в жизни, не правда ли? Есть дни когда весь приз наш, а есть когда приходится уходить пустыми руками. Буквы эти не случайны, а взяты из начальных букв фразы
נס גדול היה שם
(Там было большое чудо.)
История Макабим, Ханука и ее огонь учат нас одной важной вещи – у всего в жизни, как у волчка, есть несколько сторон, которые составляют одно целое. Жизнь полна чудес, и какую бы букву мы не получали в тот или иной отрезок жизни, все это часть того же волчка. Мы можем превращать тьму в свет (а “шин” в “гиммел,” которые, кстати, не даром находятся на противоположных сторонах волчка) нашей верой и внутренним огнем. Чудеса случаются, но чтобы они случились нужна наша помощь и открытость, как в притче про потоп, когда старик так и не сел в три проходящие мимо лодки. Он ждал божественного вмешательства, а ведь лодки-то как раз и были избавлением и чудом.
Как можно не любить праздник, который призывает верить в чудеса? Всем, кто празднует, светлой Хануки! А кто не празднует, много вам чудес и свершений!